Бакыт Дегенбаев: “Наша проблема – плохой имидж Кыргызстана за рубежом”

Что такое патриотизм? Любой здравомыслящий человек понимает, что это не про суждения о том, за кого выходить замуж нашим девушкам, не разговоры о превосходстве своего этноса – ничего из этого не улучшит экономику нашей страны и уровень жизни населения.  Мы знаем настоящего патриота, который уже сейчас меняет экономическую реальность республики и стремится к тому, чтобы на мировом рынке Кыргызстан стал узнаваемым брендом с позитивным имиджем. Это Бакыт Дегенбаев, частный предприниматель и основатель группы «Покупай кыргызское» в Фейсбуке. Его группа, официально насчитывающая 19 000 участников, оказывает огромную поддержку отечественным производителям и уже имеет влияние на экономическую ситуацию страны в целом. Как именно – читайте в нашем интервью.

Как у вас возникла идея создать в Фейсбуке группу «Покупай кыргызское»?

Это было три года назад. В те дни Кыргызстан стоял на пороге вступления в Таможенный союз и структуры межгосударственного союза ЕС. Я предвидел, что хлынет большой поток импорта со стороны Беларуси, России, Казахстана. Надо было предпринять какие-то меры, чтобы защитить свой рынок, помочь нашим производителям развиваться на местном рынке, защитить их интересы, всячески содействовать их развитию, продвинуть экспорт. Я задал себе вопрос: «Как мы можем продвигать и защищать наших производителей?». Ответ был на поверхности: покупая их товары, мы оказываем им самую большую поддержку. Ведь каждый из нас, покупая товары отечественного производства, выступает инвестором нашей экономики. Так мне пришла идея создать группу «Покупай кыргызское» и начать освещать проблемы, достижения, успехи отечественных производителей. Я хотел обратить внимание наших граждан в сторону местного производства и побудить их начать покупать наши товары. Можно было бы сказать, что группа создалась спонтанно, но это не совсем так. Около десяти лет я прожил за границей и видел, как развиваются страны Европы и Турция. Я понял, что выигрывают страны, которые вкладывают денежные средства в свое производство, защищают его. Возьмем Германию, Японию, США, Турцию – они лидируют благодаря своей производственной мощности. Нам тоже надо было двигаться вперед, а мне надо было сделать что-то, чтобы сплотить людей для достижения этой цели. Группа «Покупай кыргызское» стала той идеей, вокруг которой сплотились – не побоюсь сказать – все граждане Кыргызстана.

В группе уже почти 19 000 участников. Чем, по-вашему, обусловлена такая популярность?

Я думаю, успехом группа обязана нескольким аспектам – и это не только идея покупать наши товары. Каждый участник группы, читая наши материалы, принимая участие в экскурсиях на производство, в обсуждениях, видит, как мы можем сплотиться вокруг одной идеи ради будущего нашей страны. В группе  поднимаются и обсуждаются актуальные вопросы, благодаря ей заработало много больших и маленьких стартапов. Успех нашей страны зависит только от нас, не от иностранных инвестиций, не от доноров, не от других крупных, маленьких, соседних, далеких стран. Мы смогли увлечь каждого идеей того, что, покупая кыргызское, мы поддерживаем своих производителей, продвигаем их вперед, защищаем свои и национальные интересы. Сегодня большинство участников группы – это наши граждане, которые проживают в ста сорока странах и самых крупных городах мира. Людям интересно узнавать, что происходит на родине. Мне очень приятно, когда в личку приходят письма от наших граждан, которые находятся за границей. Они пишут: «Оказывается, Кыргызстан меняется», «Оказывается, Кыргызстан может меняться», «Наша страна развивается, нам пора возвращаться домой», «Мы готовы инвестировать в нашу страну». В такие минуты я понимаю, что моя работа в группе действительно приносит пользу.

До недавнего времени в группе было около 27 000 участников, но по непонятной причине Фейсбук скинул почти восемь тысяч. Такое количество участников серьезное достижение для подобной группы, ведь мы не занимаемся «желтизной», сплетнями и всякими «акыркы маалыматтар» (с кырг. – «последние новости») – в аналогичных группах соседних стран нет такого большого количества подписчиков. Я также против прямой рекламы в группе, поэтому публикации имеют определенный формат. 

Есть ли другие причины, кроме  патриотизма и любви к Родине, почему вы так сильно поддерживаете отечественное производство?

Что может быть приятнее, чем видеть свою страну прогрессивной, общество – высокоразвитым, а граждан – счастливыми и довольными? Все это движет мною. Цель создания группы – развитие нашей экономической системы, усиление ее влияния на политическую систему. Чтобы было не так как сейчас – занять кресло, стать депутатом, прилипнуть к бюджету и потихоньку работать на свой карман. Мы против этого. Мы хотим, чтобы от системы каждый гражданин мог получать дивиденды, развиваться – после этого последуют и изменения республиканского масштаба.

Вы видели много продуктов, произведенных в Кыргызстане. Какие из них впечатлили вас сильнее всего, запомнились своей уникальностью?

Я ездил по стране, от Каракола до Баткена, и видел очень много производственного бизнеса. Для меня все эти компании уникальны. Я не выделяю лучших, к каждому продукту у меня свое трепетное отношение. Когда я захожу в цех, на завод, вижу, как работают люди, и понимаю, что у них в кармане есть только  честно заработанные деньги, у меня на душе становится тепло. Мне хочется творить, делать еще больше для своей страны.

Что касается уникальности,  хочу сказать, что в этом году мы впервые за 27 лет поставили в Россию металлические изделия, представляете! 27 лет мы были импортозависимы на 100%. Сегодня картина меняется, 2018-й год стал переломным в развитии отечественной металлургии. Я думаю, это первый шаг к развитию машиностроения. Возможно, когда-то у нас будет и электроника, задатки есть уже сейчас. Мое личное мнение – сегодня нужно вкладывать в металлургию, машиностроение. Мы должны инвестировать в те сектора, где есть большая добавленная стоимость и хорошая сырьевая база. Приведу небольшую статистику: в Европе один киловатт произведенной энергии дает прибыть в пять долларов, то есть  350 сомов. В то же время в нашей экономике один киловатт электроэнергии дает доход в 30 сомов. Эта катастрофическая разница говорит о том, что мы работаем в секторах с очень низкой добавленной стоимостью. Над этой цифрой сегодня стоит задуматься всем нам, особенно тем, кто принимает решения.

С точки зрения эффективности для нас должен быть очень интересен и сектор пчеловодства. По разным данным, на сегодняшний день в нашей стране производится порядка 12 тысяч тонн меда в год. Мы можем увеличить эту цифру в десять раз. Нужны специальные программы повсеместного развития пчеловодства и популяризации его продуктов. Тем более что кыргызский мед уже зарекомендовал себя на международных рынках. Пчеловодство – это защита экологии и сельского хозяйства, вместе с ним будет развиваться абсолютно все. Мы должны поставить пчеловодство на вершину всей экономической политики государства.

В нашей стране в настоящее время очень много усилий направлено на развитие сельского хозяйства, но эта отрасль никогда не даст большого эффекта для экономического развития страны.

Какой путь для наших производителей выгоднее и почему: завоевать внутренний рынок или ориентироваться на экспорт?

Одно другому не мешает. Все компании сначала крепнут на своем, домашнем рынке. Здесь они развиваются, накапливают опыт, наращивают свой потенциал, знания, навыки, увеличивают ассортимент. После завоевания внутреннего рынка, ведется поиск путей увеличения продаж, а это обычно как раз экспорт. Однако многое зависит от отрасли. Например, текстильная промышленность на 90% работает на экспорт. Здесь сложилась своя конъюнктура, потому что погоду в этом секторе определяют наши соотечественники, живущие за рубежом. Остальные сектора работают по той схеме, о которой я сказал в начале: работая на внутреннем рынке, нужно всегда думать об экспорте. Почему это так важно? Помимо увеличения продаж, выход на внешние рынки открывает доступ к технологиям, поиску партнеров и расширению связей, привлечению инвестиций, открытию инновационных решений. Все передовые технологии мы перенимаем у зарубежных компаний. Только выезжая в другие страны, посещая выставки, ярмарки, фестивали, форумы, мы можем привлекать идеи. Не только деньги, но и знания, которые мы будем внедрять в нашем производстве. С самого начала, работая на внутреннем рынке, нужно помнить о возможностях, которые ждут на внешнем. Если вы начали заниматься бизнесом, нужно выезжать, получать новый опыт, постоянно развиваться. Это закон. Не будете этого делать, за вас сделают другие.

Можно ли выделить главные недостатки и преимущества кыргызских продуктов, товаров, услуг?

Конечно, нет ничего идеального. Однако сегодняшние недостатки завтра превращаются в плюсы, в наши сильные стороны. Сейчас мы очень хромаем по качеству упаковки, дизайна, конструкторских и упаковочных решений. Сравнивая нашу продукцию с зарубежными аналогами, например, сливочного масла, мы видим, что их упаковка позволяет взять его с полки супермаркета и, условно говоря, сразу поставить на стол, потому что размер брикета идентичен объему обычной масленки. Наше же сливочное масло нужно сначала развернуть, выложить в отдельную посуду, разрезать на куски, отложить часть, снова упаковать оставшееся, поместить в холодильник, отложенную часть выложить, наконец, в масленку, – и только потом употреблять. Нам нужно развивать дизайн-мышление и промышленный дизайн, от этого напрямую зависит развитие промышленности и производства. Работу над этой проблемой нужно начать с образования молодежи в данной сфере. Государство должно способствовать тому, чтобы молодые люди выезжали в другие страны не в поисках «черной» работы, а за новыми знаниями, технологиями и ощущениями. Чтобы они привозили в Кыргызстан новые идеи и возможности.

Другой больной вопрос – это стандартизация. Хотя наша страна уже больше двух лет работает в рамках Таможенного и Евразийского экономических союзов, а так же не смотря на то, что мы члены Всемирной торговой организации и Европа дала нам хорошие возможности по программе ВСП+ (данный статус в рамках Всеобщей системы преференций Европейского союза позволит нашим экспортерам ввозить более 6000 наименований продукции по нулевым ставкам), мы все еще имеем очень слабую базу лабораторий. Многим нашим компаниям приходится сертифицировать продукцию в России, Казахстане. Например, органическая продукция проходит сертификацию в Украине. Для нашей страны модификация сертификационных лабораторий влечет за собой большие финансовые, временные, ресурсные траты. Но бизнес не может ждать, и эта проблема требует наискорейшего решения.

Еще одна общая проблема – плохой имидж нашей страны за рубежом. Пометка «сделано в Кыргызстане» чаще всего вызывает усмешку и в целом негативное отношение к нашим товарам у иностранных покупателей. Нам нужно приложить очень много усилий для улучшения нашего имиджа на международных рынках. Его уже укрепляют такие мероприятия и события, как Всемирные игры кочевников и победа наших пчеловодов на Всемирном медовом чемпионате. А вот новости в мировых СМИ о коррупционных скандалах с участием наших чиновников, напротив, ухудшают его. Например, японские и корейские компании не заходят на наш рынок по причине слабой судебной системы. Исправив ситуацию с восприятием нашей страны на международной арене, мы сможем решить множество проблем, в том числе вопросы привлечения инвестиций и повышения узнаваемости наших товаров.

Наши производители сталкиваются со слабой позицией наших руководителей в переговорных процессах с другими странами – естественно, это проблема. Например, были договоренности с Узбекистаном о взаимном импорте товаров, но ситуация в итоге оказалась плачевной: наши фермеры не могут продать узбекской стороне свою продукцию, в данном случае картофель. Нашей стороне нужно иметь жесткую позицию, выторговывать как можно больше хороших условий для наших производителей. Узбекский импорт в нашу страну вырос в три раза, в то время как наши поставки остались неизменны. Мы не меняем тактику, стратегию, в этом вопросе ничего не изменилось за последние десять лет, потому что мы не изменили свое мышление. Узбекистан открыл свои границы, а мы все так же неуспешны.

Еще пример: Турция разрешила России ввоз 5000 тонн продукции животноводства. Кыргызстан всегда славился своими успехами в этой отрасли. Рынок Ближнего Востока по поставкам животноводческой продукции очень зависим – около 98% импортируется из других стран. Мы могли бы приложить усилия для развития этого сектора, но со стороны государства нет никакой поддержки. Есть отдельные попытки по линии Министерства иностранных дел, но они теряются, так как нет целостной картины. Представляете, лидером по поставкам мяса в страны Ближнего Востока является Австралия. Почему мы проигрываем? Почему наше мясо не продается? Почему наши животноводы страдают? Кто им откроет эти дороги? К сожалению, бизнес не может решить эти задачи самостоятельно. Без подключения государственных структур это невозможно.

Радует тот факт, что в последнее время все больше молодых людей вовлекаются в производство, открывают свое дело. Какой совет или слова напутствия вы могли бы им дать?

Нужно тщательно анализировать свой рынок, целевую аудиторию. Кто ваш покупатель? Сможете ли вы финансово потянуть тот период, когда не будет продаж? Насколько вы будете финансово крепки? Не стоит тешить себя грезами, что достаточно выпустить товар и сразу пойдут продажи. По статистике, одна и та же идея приходит на ум ста разным людям. Вашей идеей наверняка занимается кто-то еще, бегает с этим проектом. Нужно четко отдавать себе отчет в том, в какой сектор вы хотите идти, как вы видите свой бизнес через год, три года, десять лет, насколько конкурентна эта отрасль. Из десяти стартапов выживает и остается на рынке только один. Если вы хотите стать именно этим живучим стартапом, необходим тщательный анализ, четкое планирование всего процесса и только потом запуск бизнеса.

 

Фото обложки из личного архива героя. 

Статью подготовила Алия Асанкожоева

  • 459
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
    459
    Поделились

Комментировать

Time limit is exhausted. Please reload the CAPTCHA.

WP-Backgrounds Lite by InoPlugs Web Design and Juwelier Schönmann 1010 Wien